«Остаться в живых» - лучше всех реалити-шоу
На минутку представьте себе такое начало вашего дня - вы просыпаетесь, но ещё не открываете глаза, как всегда желая немножко подремать, прежде чем вставать окончательно. Но вас настораживают звуки, совершенно вам непривычные - сильное шуршание, похожее на громкий шёпот. Вы встаёте и, к своему изумлению, оказываетесь посреди тропического леса, совершенно не понимая, где вы находитесь (понятно, что в лесу, а конкретнее?), как здесь оказались и чего вам вдруг понадобилось в этом месте? Пытаясь справиться с вполне естественным приступом панического страха, вы бежите через заросли куда глаза глядят, лишь бы двигаться, лишь бы не стоять на месте. И вот вы выскакиваете на пустынный пляж, на берег моря, но облегчения вам это не приносит - потому как на пляже вы видите десятки шокированных людей, пытающихся что-то найти среди горящих обломков самолёта. И вы вдруг осознаёте, что ещё несколько часов назад сами летели на этом самолёте с этими людьми...
Лучшего начала для сериала, честно говоря, и придумать сложно. Здесь, как говорится «в одном флаконе», практически всё, что нужно для того, чтобы приковать внимание зрителя к повествованию - и ощущение таинственности, и явственно ощутимый даже через экран телевизора запах адреналина, и весомая заявка на интригу. Именно так начинается первая серия американского сериала «Lost», название которого на русский язык перевели не как «потерянные» или «затерявшиеся», а как «Остаться в живых». Сделали это, по всей вероятности, по аналогии с заглавной песней реалити-шоу «Последний герой» - там ведь тоже группа людей оказывается на необитаемом острове и должна сделать всё для достижения конечной цели, для своего «выживания».
Собственно говоря, «Lost» и появился в умах телевизионных продюсеров канала ABC как своего рода реалити-шоу, перенесённое в киноформат. Обратив внимание на те совершенно бешеные рейтинги, которые были у тогда ещё сравнительно нового начинания, реалити-шоу, воротилы американского кинобизнеса решили сделать ставку на эффект сопереживания, который присутствует у зрителей таких проектов. И не прогадали.
По сценарию пассажирский самолёт терпит крушение над океаном. К счастью, самолёт падает не в бескрайнюю пучину, а на остров, который, правда, оказывается совершенно необитаемым. Около полусотни оставшихся в живых пассажиров пытаются выжить и хоть каким-то образом попытаться вернуться в лоно цивилизации. Однако это далеко не так легко - мало того, что самолёт отчего-то никто не ищет, так ещё на острове присутствуют таинственные и кровожадные силы...
Эффект сопереживания является первым из тех трёх китов, на которых держится популярность «Lost» у американского и мирового телезрителя. Людям, совершенно неожиданно попавшим в экстремальную ситуацию, всегда сочувствуешь и всегда следишь за перипетиями их приключений с особенным вниманием - потому что в глубине души телезритель, сидящий на диване и попивающий чай, пиво или кока-колу, понимает, что и он волей слепого случая может оказаться в таком непривычном положении.
Второй «кит», на котором удачно плывёт проект «Lost» - интригующий сценарий. Большое количество персонажей предоставляет сценаристам широкое поле для деятельности, для сплетения взаимосвязанных друг с другом сюжетных ниточек, за каждую из которых в любой момент можно потянуть и получить интересное развитие событий. Кроме того, мистика в последнее время пользуется у кинозрителей стабильно высоким спросом. А что может быть мистичнее, потустороннее и более играющим на нервах, чем непонятная сила, скрывающаяся в зелёных глубинах острова и периодически нападающая на оставшихся в живых жертв самолётокрушения?
И третий, самый крупный и сильный «кит» сериала «Lost» - психологическая составляющая всего происходящего. Атмосфера выживания на необитаемом острове, когда каждый вспоминает историю Робинзона Крузо, и неожиданные повороты сценария, загадки и тайны, являются лишь общим фоном для наблюдения за тем, как в каждой серии происходят внутренние и внешние изменения героев. Причём эти изменения зритель может оценить в наибольшей полноте: этому способствуют многочисленные флешбэки, то есть вставки, рассказывающие о жизни каждого из героев до попадания на остров и до посадки на этот злосчастный рейс. Зрителю таким образом предоставляется холст, кисть и те краски, которыми он может нарисовать в своём воображении психологический, эмоциональный и ещё какой угодно портрет каждого персонажа. А ведь быть соучастником творения какого-то образа всегда на порядок интереснее, чем просто смотреть на сколь угодно талантливый, но созданный без вашего участия персонаж, не правда ли?
Помимо вышеперечисленных теоретических сильных сторон сериала у него хватает и практических достоинств, главные из которых умелая режиссура и интересная операторская работа. Режиссёры сериала сумели добиться того, что сериал смотрится с интересом и напряжением, причём нет перегиба со сценами, где только говорят, говорят и говорят, как нет и излишних адреналиновых сцен, когда хочется отвернуться от экрана и убежать. Операторам в большой плюс нужно поставить то, что в картине очень умело используются крупные планы, которых мы почти не увидим в обычных американских сериалах. Создаётся очень благоприятное впечатление, будто видишь нарисованную крупными сочными мазками картину.
Актёрский состав профессионально справляется со своими обязанностями, ни больше и ни меньше. Суперзвёзд в списке актёров мы не найдём, из известных исполнителей на ум приходят разве что Мишель Родригес, засветившаяся в первом «Форсаже», и Доминик Монаган, сыгравший одного из «полуросликов» в ставшей уже классической экранизации трилогии Толкиена «Властелин колец». Ну, ещё можно отметить Мэттью Фокса, который стал знаменит именно благодаря работе в «Lost» - впрочем, с его амплуа главного романтического героя это было не слишком трудно, хотя и не умаляет его заслуг.
Между тем у «Оставшихся в живых» дела идут не то чтобы всё хуже, но не слишком оптимистично. Несмотря на то, что создатели сериала широко анонсировали своё намерение работать над проектом до 2010 года включительно, над «Lost» сгущаются тучи. Во-первых, как и большинство высокорейтинговых сериалов США, «Lost» сейчас не снимаются из-за продолжающейся полгода забастовки голливудских сценаристов. Во-вторых, судя по отзывам, зритель уже начинает немного пресыщаться психологической начинкой сериала, и для сохранения высокого уровня интереса к нему создатели идут по пути, с одной стороны, увеличения «удельного веса» романтики, любовных сцен и переживаний, с другой, всё больше вносят в фильм сцен насилия и драматических развязок. Будем надеяться, что мы всё-таки сможем дождаться окончательного финала сериала, когда станет ясно, кто кем был, кто кем стал и что вообще всё это значит.
Александр Бабицкий |