По идее сценаристов, в финальном эпизоде все главные герои погибают, что не дает ответа на вопрос о происхождении острова, который мучил фанатов на протяжении шести лет. Серия получила предварительный рейтинг 5,6 среди категории взрослых от 18 до 49 лет, что является самым высоким рейтингом для одного эпизода "Остаться в живых" за два года. Однако эксперты посчитали, что рейтинг мог быть выше, если бы не огромное количество прогнозов о концовке сериала и известность даты съемок финала. Отзывы кинокритиков в ряде американских СМИ были смешанными, от восторженных до явно отрицательных.
Даже собравшись с мыслями невероятно трудно точно определить момент, в который телесериал «Остаться в живых» перестал быть просто еженедельным развлечением и перерос в нечто большее. Нечто, не имеющее пока определения. Можно было бы, наверное, воспользоваться дежурным ярлыком «культ», только он изрядно поистаскался. Культ, это «Секретные материалы» или «Друзья» — набор имен, персонажей, мелодий и линейных ситуаций, а шоу Джей Джей Абрамса претендует на более серьезную ступень. Скорее, это одна весовая категория с первой «Матрицей», вносящей смуту в привычный ход вещей и конструирующей собственные законы Вселенной.
Наверняка и сами зачинщики сериала не предполагали такого результата. Нет, было, конечно же, программирование на успех, но, прокручивая в голове все шесть уже завершенных сезонов, видно, как постепенно матерела драматургия, и рядовая фантастическая драма перестраивалась в экзистенциальный монумент. Обязательно появятся и скептики, которые будут махать шапками и бубнить про унылую вторичность идей, но давайте не станем обращать внимания на умалишенных — что с них взять, кроме томика Ахматовой?
Возвращаясь к финалу — да, поначалу может показаться, что нас провели, оставив самые главные загадки без ответов. Но стоит немножечко отойти от крещендо последней серии, и кусочки паззла будут вставать на свои места сами собой. Впрочем, в этом и заключается главная дальновидность штатных сценаристов и продюсеров, мудро не давших однозначного толкования. Это как в ужасах, где едва различимое в тени чудовище пугает в сто крат сильнее щерящейся в диафрагму чупакабры. Оставив ниточки, улики, авторы не просто предложили фанатам выдать собственную трактовку сериала, они естественным образом продлили его существование в головах, диалогах и на форумах. Вспомните, как теология и конкретика свели на нет очарование той же «Матрицы» — вот вам лучший пример того, что ничего так не калечит фантазию, как яркий свет.
Джей Джей Абрамсу удалось удержать равновесие и породить Феномен. Пройдет еще пять-шесть лет, и тогдашние двадцатилетние будут завидовать нам: как мы смотрели «Лост», мучились в межсезонья и до хрипоты спорили о теориях первоначального замысла. Может быть, к тому моменту другой самородок придумает что-то, что точно также прикует нас к экранам. Но на данный момент вряд ли кто станет отрицать, что «Оставшимся в живых» удалось стать одним из самых значимых телевизионных событий. И уж точно самым важным за последние десять-пятнадцать лет.
Обсуждение финала у нас на форуме. |